Музей МГТС
Михаил Дегтярь: Первая телефонная станция открылась в Москве в 1882 году, и уже в 1904 году в этом здании, в Милютинском переулке, дом № 5 начала работать центральная телефонная станция на 60 тысяч абонентов. Здесь сидели легендарные барышни, которые с помощью штекеров соединяли между собой счастливых обладателей телефонных аппаратов. Об истории и сегодняшнем дне московской городской телефонной сети мы и расскажем вам в этом выпуске программы «Репортёр».
В начале
Лидия Макридина, директор музея МГТС: Телефонистка, используя наушники и эту трубочку, подключалась к абоненту, опрашивала абонента и соединяла с абонентом — названным номером, на этом коммутаторе. Если на этом коммутаторе не было названного номера, то она голосом передавала нужный номер другой, соседней телефонистке. Вот поэтому-то и тяжёлая работа была, потому что в зале всё время стоял шум.
Михаил Дегтярь: По тем временам барышни-телефонистки получали немалые деньги — 30 рублей в месяц. Для сравнения, у квалифицированного рабочего зарплата была тогда 12 рублей. При поступлении на работу к девушкам предъявляли особые требования. Возраст должен был быть от 18 до 25 лет, а размах рук не менее 154 сантиметров, чтобы, не вставая со стула у коммутатора, телефонистка могла дотянуться штекером до самых верхних его гнёзд.
Екатерина Маломуж: Ну насколько я знаю, в телефонистки шли девушки из обнищавших благородных семей. Девушка обязательно должна была быть высокого роста и незамужняя, чтобы ничего не отвлекало её от работы. Ну работа была очень престижной.
Марина Маркова: Помимо того, что барышня должна была быть незамужней, она ещё к тому же должна была быть скромной, так как ей невольно приходилось прослушивать разговоры клиентов, и чтобы не разносить эту информацию за пределы работы она, естественно, должна была быть скромной барышней. Ещё хочу сказать про платья. На самом деле очень красивые и удобные платья, когда их одеваешь, чувствуешь себя настоящей барышней
Михаил Дегтярь: В июле 1882 года в газете «Московские ведомости» был опубликован первый абонентский список из
Лидия Макридина: Вот мы набираем номер
Михаил Дегтярь: После Великой отечественной войны на смену машинным АТС пришли декадно-шаговые, которые позволили улучшить качество связи и увеличить емкость сети. Это было как нельзя кстати, ведь в
Екатерина Невская, пресс-секретарь МГТС: Есть у МГТС такой номер, очень красивый и легко запоминающийся, —
(соответствующий сюжет из фильма «Вокзал для двоих»)
Михаил Дегтярь: Это святая святых Московской городской телефонной сети — телефонный коллектор. Объект очень высокой степени секретности, ведь в этих кабелях находится доступ к 4 млн 300 тысячам московских абонентов. Сегодня эти старые свинцовые кабели МГТС меняет на новые, оптико-волоконные. Они позволят значительно улучшить качество телефонной связи в Москве и разгрузить коллектор. А пока у каждого такого кабеля свой порядковый номер, заложенный в компьютер., благодаря этому специалисты легко находят в таком невероятном скоплении кабелей повреждённый и быстро устраняют неисправность.
Роман Саморуков, инженер кабельной службы: Ну это, на самом деле, очень сложная работа, т. е. в кабеле, допустим вот в этом, идёт порядка 200 — 400 жил. Естественно, специалист должен быть, как бы, компетентен, чтобы смочь отремонтировать это.
Михаил Дегтярь: Так выглядит сегодня один из телефонных узлов Москвы. Здесь, как и везде сейчас в столице, постепенно переходят на самую современную в мире телефонную связь — цифровую. Некоторым москвичам дополнительные цифры в телефонном номере — 495 и 499 — создают некоторые неудобства, но большинство с пониманием относится к внедрению новейших технологий.
Замира Цоголова: Работой я очень довольна, и не только я, а даже наш весь дом. Очень хорошее обслуживание. Если какие-то есть там вопросы к телефонным работникам, они прежде поговорят, скажут, что надо делать и как надо, и мы быстро исправляемся.
Михаил Дегтярь: Благодаря цифровой связи часть абонентов уже сегодня может получить большее количество услуг, таких как отправка коротких текстовых СМС-сообщений, будильник, переадресация вызова на другой номер, конференц-связь, когда между собой одновременно могут говорить сразу несколько человек. Но, несмотря на все эти замечательные услуги, всё же часто спорят — а не вытеснит ли мобильная связь стационарные телефоны из квартир москвичей?
Денис Лобанов, заместитель генерального директора МГТС: К фиксированному телефону люди просто привыкли. Он является таким же атрибутом квартиры, как, наверное, входная дверь. Даже, когда в Москве был энергетический кризис, и половина Москвы была без света, наши телефоны работали. Вы не замечали, что качество связи фиксированной связи выше, чем сотовой связи? А цена вопроса? Плата за фиксированный телефон совокупно значительно ниже, чем плата за сотовый телефон.
Михаил Дегтярь: 13 июля 2007 года телефонной связи в Москве исполнилось 125 лет. Этот праздник и мы решили отметить в семье Двойченковых, ведь все взрослые члены этой семьи — это 9 человек — работают в МГТС. В отделе кадров компании нам сообщили, что общий стаж династии Двойченковых составляет 187 лет.
Татьяна Двойченкова: Наглядный пример — это наши родители, Двойченкова Лидия Ивановна и Двойченкова Любовь Николаевна, они являются родоначальниками нашей династии. И, наверное, своим примером, своим отношением к работе, своей любовью к сети они вот, так сказать, со своей стороны привили интерес, и мы — их дети, заинтересовались, понравилось нам. Ведь телефон настолько доступен, присутствует в каждой семье, и было интересно узнать, а как же там всё устроено, а как же это всё работает. Поэтому было стремление, было желание работать именно в Московской городской телефонной сети.
Игорь Токарев: Мы очень любим футбол. И вот в один из вечеров, посвященных спортсменам, были приглашены и работники других отделов. И в этот вечер я увидел свою вторую половину, Галочку свою. И вот с того вечера и по сей день, уже 10 лет, мы живём вместе, воспитываем двух детей. И надеюсь, что рано или поздно, когда они вырастут, они тоже придут на телефонную сеть.
Михаил Дегтярь: Глядя на этих людей, понимаешь, что какими бы совершенными не были технические достижения, в итоге всё решает человек. Человек, для которого работа смысл всей его жизни. И в Московской городской телефонной сети гордятся, что у них работают такие люди.
29 Сентября 2007